Светлояр. Иван Купала - 2014

.
26
.
В лето 2014 года в июле месяце, а именно с 6-го по 7-е июля, мною, наконец-то была осуществлена поездка на легендарное озеро Светлояр, посмотреть, как отмечается праздник Ивана Купала. Собирался я туда ещё лет 20 назад, да так до этих пор и не удосужился. То денег нет, то времени нет, то ещё что нибудь мешает, - как плохому танцору. Но в этот раз всё сложилось удачно и моё знакомство со Светлояром состоялось. А вот понравилось или нет ...? Пока сам не могу разобраться. Может быть Вы, уважаемые коллеги и читатели поможете мне понять это?
.

ПОЕХАЛИ!

До села Владимирское, где собственно и находится озеро Светлояр, от Чебоксар около двухсот километров. Причём очень неплохой дороги, чему я был приятно удивлён. И две водные преграды: первая - паром через Волгу от Козьмодемьянска, вторая - по мосту через очень живописную Ветлугу. До Козьмодемьянска доехал быстро по знакомой и даже родной М-7 прямо к парому, которого ждать пришлось минут десять. И за эти десять минут выяснил, что Козмодемьянск-то оказывается и не Козьмодемьянск вовсе а легендарные Васюки, воспетые Ильфом и Петровым в своём бессмертном произведении.
.
01
.
На пароме половина всех легковых машин, оказывается, ехали так же, как и я, на Светлояр. Причём публика вовсе не такая, какую я хотел бы там видеть, типа девушек в сарафанах и мужиков в косоворотках. А ехали, какие-то дачники и толстые тётки с сумками и бутылками. Однако! Только паром тронулся, как вдруг один из пассажиров грянул на гармошке "Прощание Славянки", отчего я повеселел и на время забыл про толстых тёток.
.
02
.
Выкатились с парома уже в Заволжье и замелькали километры дороги. Ехать ещё порядочно, и пока коротко постараюсь ввести вас в данную тему. По себе знаю, что читать бывает совершенно неинтересно, если о предмете разговора ничегошеньки не знаешь. Ну и наоборот.
Перво-наперво "притяну" рассказ о Светлояре к Русскому Северу. Лично сам я неохотно читаю отчёты не связанные с Севером, ну или совсем не читаю, только картинки просматриваю, поэтому "притягиваю". Нижегородское Заволжье это один из центров и оплотов старообрядчества, так же как на Русском Севере - Выговский монастырь, Кемь, Северная Двина, Соловки и т.д. Ну а староверы - они и в Африке староверы. Одни ценности, уклад жизни, обычаи и традиции. Всё это конечно объединяет. Особенно интересны мне стали Керженские и Ветлужские лесные дебри после знакомства с книгой Мельникова-Печёрского "В лесах". Об Нижегородском Заволжском старообрядчестве там есть всё! Ну, или почти всё. Всем рекомендую! Много любопытных моментов. Например, на Ветлуге в 18 веке "мыли" золото - "золотое масло", которое на поверку оказалось серным колчеданом! Но обманов и мошенничеств по этому поводу было много. А легенды о самом Светлояре и граде Китеже пересказывать не буду, надеюсь их все знают. Скажу только то, чего сам не знал - одна из последних версий происхождения озера - метеоритная, а не карстовая, как считалось ранее.
Ну, вот я и подъехал к Владимирскому, от него до Светлояра около двух километров. Дорога перекрыта. На часах 14-00. Знаю, что должна быть стоянка ближе к озеру, неужели там всё занято? Но оказалось, что в селе идёт крестный ход и движение перекрыли гаишники на время. 7 июля престольный праздник села Владимирское.
.
03
.

ВЛАДИМИРСКОЕ

Оставляю машину на обочине и иду пешком в село. Сразу попадаю на площадь, где стоит Владимирская деревянная церковь 1766 года постройки.
.
04
.
Тут же на площади "дым коромыслом" от многочисленных мангалов с шашлыками. Кроме как здесь, перекусить негде, что я и сделал с удовольствием. Есть, правда кафе, дальше по главной улице, но оно было закрыто на спецобслуживание. После перекуса решил дойти до озера, но был остановлен возвращающимся крестным ходом. Весьма немногочисленная процессия с иконой Владимирской Богородицы обошла Светлояр и подходила Владимирской церкви.
.
05
image share
.
06
.
Со всей площади, побросав шашлыки, стали сбегаться люди, в основном женщины, и упав на колени, норовили пропустить над собой главную святыню - Владимирскую икону. Со стороны всё это напоминало какую-то детскую игру. Я, как-то к этому готов не был и поэтому в этом таинстве не поучаствовал.
.
31
.
Тут, смекнув, что, наверное, сейчас откроют движение, я побежал на трассу, к машине, но уже сплошным потоком машинная масса двинулась к Светлояру. Волновался и спешил я напрасно - стоянка у озера большая, места всем хватило, хотя говорят, что если приехать часов в 10 вечера, места уже не будет. Ну, наконец-то, после полуторачасового пребывания близь озера я отправился на сам Светлояр.

СВЕТЛОЯР

"... А поблизости Керженца, недалеко от Ветлуги-реки, есть такое место, где во времена стародавние бывали великие народные сходбища... сходился туда народ справлять великие праздненства Светлому Яру... На обширной, плоской, безлесной равнине возвышается холм, поросший столетними дубами. Двумя мысами вдаётся он в обширное глубокое озеро. Воды озера никогда не мутятся; что ни бросишь в них - не принимают, не другой же день брошенное волной на берег выкинет. И то озеро по имени старо-русского бога Светлым Яром зовётся..." Так пишет о Светлояре Мельников-Печерский. Ну а что же увидел я?
.
07
.
Красивая берёзовая аллея ведёт от автомобильной стоянки до самого озера. По правую руку палатки торговцев "чего только нет". Торгуют, в том числе медовухой и самогоном! Встречаются мужики с гуслями и девушки в шикарных народных одеждах. От них я балдел, их то и хотел увидеть на Светлояре в большом количестве, но они, к сожалению, встречаются только в единичных экземплярах.
.
08
.
09
.
Но зато обычного народа, детей и самое главное толстых тёток бесчисленное множество. Как на берегу, так и в святых водах Светлояра. Крики, визг, смех - отовсюду. Свободного места почти нет - всё застелено скатертями-самобранками, полными явств. Водочка тоже присутствует. Вообще всё это безобразие напомнило мне праздник Троицы на наших кладбищах - водка, бабы, гармонь и лосось, одним словом.
.
10
.
11
.
20
.
21
.
Тут же на берегу махонькая сцена с убогой самодеятельностью, похоже местного разлива с псевдо-народно-бардовским песенным творчеством. Причём у сцены не было даже навеса, т.е. левани дождик и всё: - культурная программа отдыхает. А где же костёр, как же очищающие прыжки сквозь пламя, где язычники?! Я шёл прям "по дороге разочарований"! Радовала погода, было тепло, светило солнце, но при этом солнце, тем не менее раза четыре принимался дождик, неизвестно откуда и так же неожиданно заканчивался оставив вместо себя весёлую радугу.
Наверху, на горе деревянная часовня во имя Казанской Божьей Матери, размерами больше напоминающая церковь, построенная уже в 21 веке. Поднимаюсь туда.
.
30
.
12
.
Кроме поклонного креста рядом с часовней лежат два камня: один со следом Богородицы, другой был частью фундамента древнего храма. На том и на другом молятся, кладут деньги, ставят свечи. Именно отсюда, от часовни начинается обход озера трижды, по часовой стрелке, держа в руках зажжёную свечу. Но это позже, ближе к полуночи. А пока, про запас, я купил самую толстую, похожую на палку свечу в расчёте на обход три раза вокруг озера.
.
14
.
15
.
16
.
17
.
По всей береговой линии проложены мостки, по ним то и нужно обходить озеро. Времени у меня было предостаточно, и я решил, не дожидаясь ночи обойти Светлояр. Протяжённость пути около полутора километров. На пути несколько поклонных крестов.
.
18
.
19
.
Ну что, пора купаться! Официально купание в озере запрещено, можно только совершать омовение, но кто это правило соблюдает? Но голыми теперь точно никто не купается, ни днём, ни ночью. РПЦ работает! И оказывается, давно уже борется с язычеством. Мельников-Печерский пишет: - "К чему, - заговорили они, - сии нощные плещевания, чего ради крещёный народ бесится, в бубны и сопели тешит диавола, сквернит господни праздники струнным гудением, бесовскими песнями, долоней плесканием, Иродиадиным плясанием?... Зачем на те сатанинские сходбища жёны и девы приходят?... Зачем в их бесстыдных плясках главами кивание, хребтами вихляние, ногами скакание и топтание, устами неприязнен клич и скверные песни?... На тех бесовских сходбищах мужем и отроком шатание, женам и девам падение!... Не подобает тако творити!... Богу противно, святыми отцами проклято!..." "Поклонники бога Ярилы с поборниками келейных отцов, матерей иногда вступали врукопашную, и тогда у озера бывали бои смертные, кровопролитье великое... Но старцы и старицы не унывали, с каждым годом их поборников становилось больше, Ярилиных меньше... И по времени шумные праздненства весёлого Яра уступили место молчаливым сходбищам на поклонение невидимому граду."
Я лично против РПЦ ничего не имею, сам православный, но считаю, что один из волшебных и красивейших обычаев и обрядов Купальской ночи был задушен, обескровлен и Русская культура, в итоге многое потеряла. То, что я увидел на Светлояре днём, а также и ночью не всколыхнуло в моей душе ни духовной святости, ни культурной исторической памяти.
Купаться я решил не в общей визжащей массе, а в стороне на небольших мостках. Вода очень мягкая и не такая уж и холодная, как это описывается. Дно ровное, песчаное. Вода, очень чистая и отплыв подальше, я даже попил немного прямо из озера, чего не делал никогда и нигде.
Часы показывали 18-00, в 21-00 по плану должна была начаться ещё какая-то музыкально-поэтическая композиция. А пока я решил вернуться к машине и поспать часика три, чтобы хватило пороху встретить рассвет на озере. Так полагается. В моём универсале уже всё разложено, матрас накачен - можно спать. Но не тут-то было. Только я задремал, как вдруг, какие-то звуки, напоминавшие звук реактивного двигателя, периодически стали внедряться в моё сонное сознание. Подняв голову, я увидел огромный воздушный шар рядом со стоянкой, который - то опускался, то вновь поднимался в воздух от струи газовой горелки, которая и издавала реактивные звуки. О сне можно было забыть. Катают желающих, решил я. Бизнес, понимаете-ли.
Тем не менее, провалялся в машине до полдевятого, потом стал собираться, а именно: - достал и одел рубаху сшитую как раз для подобных мероприятий в русском стиле из рулона самотканого льняного полотна. Причём сшил я эту рубаху сам! Взял свечу, фотоаппарат и пошёл на озеро.
Ну а на Светлояре народу стало ещё больше, в том числе и толстых тёток. Пусть на меня не обижаются полные женщины, я их очень даже люблю, но «толстые тётки» - это люди женского пола на которых смотришь и не понимаешь – чего они тут забыли? Это те которые на рынках торгуют овощами и мясом, это те которые около подъездов с семечками, это те которые… я думаю вы меня поняли.
Началась музыкально-литературная программа типа «От Волги и до Урала» и,… к сожалению, силами всё той же местной самодеятельности, которую больше десяти минут я лично выдержать не мог. Мне-то ведь моё воображение рисовало ансамбль Дмитрия Покровского, либо «Карагод» а то и «Иван Купала»! Раскатал губу!
.
23
.
.
Но что мне очень понравилось так это девушки в венках из цветов и травы. Не из ромашек, (их на Светлояре найти очень непросто) а из трав. Очень красиво!
.
22
.
И опять я не встретил никаких язычников и бородатых мужиков с Купавами. Кроме меня и артистов на сцене, в народных костюмах не было никого. Меня, наверное, тоже принимали за «самодеятельность».
.
24
.
. .

ШЕСТВИЕ

Ещё звучали последние звуки « От Волги и до Урала», а народ уже начал выстраиваться со свечами под Казанской часовней. Ох, как хорошо, что я свечечку прикупил заранее! Пристроился и пошёл. Вначале вспоминал молитвы, которые знал, потом шёл и наслаждался процессом. Это, пожалуй, самый интересный и красивый момент Купальской ночи. В некоторых местах, где растительность не густая можно было видеть сплошную линию огня по берегу озера. Зрелище завораживающее! По воде поплыли венки с зажжёнными свечами.
.
27
.
.
Со свечи нещадно капал воск и она стала похожа на посох Деда Мороза из сказки «Морозко». Воск капал на руку, но я терпел. Прошёл один раз - полсвечи осталось, решил пройти ещё круг. Комаров нет, мостки добротные, важно не делать резких движений влево или вправо. А вообще правильно не идти, а ползти на коленях три раза. Тогда просить можно что хочешь! Русские женщины в войну так и делали. За мужиков молились!
.
29
.
К концу второго круга свеча почти закончилась и за всё время ни разу не загасла. Это хорошо. К этим двум кругам я прибавил круг, который прошёл днём – получилось три! Ну и ладненько!
Рассвета я ждать не стал, проспал в машине до 5 часов и часов в 10-00 был уже в Чебоксарах, на своей работе. Раньше я думал, что стоит только мне попасть один раз на Светлояр – буду ездить туда постоянно. Сейчас думаю иначе. Я хотел увидеть то, чего там давно нет, и вряд ли уже будет. Но всё равно приятно, что побывал. Лучше так, чем никак!
.
Ну и напоследок небольшая видео-иллюстрация о моей поездке. Снимал правда не на камеру, а на фотоаппарат, так что за качество извиняйте!
.

СПАСИБО!

.
.

Адрес почты

Shursewer@yandex.ru

Используются технологии uCoz

Оставить запись в книге Посмотреть на книгу гостей

На ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Rambler's Top100
Используются технологии uCoz