Всем привет! Предлагаю вашему вниманию отчёт о поездке по Скандинавии в августе этого (2008) года
на автомобиле. Экипаж: - жена, дочь Настя (11лет), и я- ваш покорный слуга - Владимир Шуркiн. Авто: - ВАЗ-21110. 2003 г.в.
Выехали 3-го августа из Чебоксар. Остановки на ночлег - в Москве и Питере. Получилось так, что мы пересекли всю Финляндию, Швецию
и Норвегию поперёк и обратно, с заездом в Эстонию. Всего преодолели 6300 км. В активе- куча приключений, масса впечатлений!
Но,обо всём по порядку.
Финляндия
Собственно, в Финляндии, то мы были всего один день, хотя виза у нас была финская. Двигались
"суворовским переходом" по "Королевской дороге", через Хельсинки по направлению к Турку. В Турку мы запланировали посадку
на паром до Стокгольма. Билеты заранее не заказывали! Так что определённый риск был конечно. Но нам повезло, и билеты были,
но обошлось это нам в 136 евро. Если бы бронировали заранее было бы дешевле. Зато мы не были ограничены сроками. На этот
раз мы плыли на пароме "ISABELLA", компании VIKING LINE. Он очень похож на"AMORELLA"-у, но поменьше. Итак, в 20-00 (по
Москве) мы были на палубе парома.
VIKING - терминал
Посадка на "ISABELA"
Время в Финляндии отстаёт от московского на один час. А, поскольку, утром пассажиры просыпаются уже в
Стокгольме, то часы на пароме показывают одновременно финское и шведское время, которое отстаёт, в свою очередь от финского
тоже на один час. Машины остаются на грузовой палубе и доступа к ним нет. Так что, всё необходимое нужно брать с собой
сразу. Мы взяли спальники и надувной матрас, так как билеты у нас были без каюты. Так спят на пароме многие:-"где попало".
Шведский стол, где еду продают на вес, обошёлся нам примерно в 30 евро.
Швеция
Финско-шведское время
Вид на старый Стокгольм
В сторону Норвегии решили двигать к вечеру, а день собрались посвятить старому Стокгольму и музею
"Скансен". Знаменитый корабль-музей "ВАССА" и развод королевского караула посмотрели ещё в прошлом году, а в этот раз хотелось
просто погулять по городу. Машину оставили на VIKING-терминале до вечера на бесплатной парковке.
Королевский гвардеец
Крыша Карлсона
Гуляя по улочкам старого Стокгольма, натолкнулись на группу туристов из России. Присоединились
к ним и с удовольствием послушали информацию о городе. Узнали, где находится крыша Карлсона (виден край стола на крыше).
Узнав, что группа дальше едет на "музейный остров", где находится корабль-музей "ВАССА", а также музей под открытым небом
"СКАНСЕН", напросились к ним в автобус. Итак: - "СКАНСЕН"
музей"Скансен"
"Скансен"-это первый в мире музей под открытым небом, это вся Швеция, уместившаяся на 30 га, в центре Стокгольма на
острове" Юргорден". В переводе со Шведского означает-"огороженная территория с оленями". В старину здесь охотился сам король.
Позже, наверху было выстроено небольшое укрепление - по шведски "сканс". В его стенах юные принцы играли в военные игры.
Здесь основатель музея Артур Хазелиус и заложил музей в 1891 году.
Меня очень заинтересовало Шведское деревянное зодчество, хотя в музее кроме деревянных
построек очень много интересного, даже зоопарк. Я с удивлением заметил - как много сходства с деревянным зодчеством
Русского Севера. Я не видел финских и норвежских деревянных строений, но уверен: - и там больше сходства, чем
различий. Отсюда вопрос: Что это? Заимствование или географическое расположение определяет характер и стиль.
А может ещё Рюрик со дружиной когда-то привнесли это?
Саамская избушка-склад на курьих ножках
Саамский чум
Саамы
Под вечер тронулись в путь. Пересекли Швецию. Вся Швеция ровная и плоская с прямыми дорогами.
Скучная (в плане природы) и безликая. Всё, конечно, аккуратно, поля засеяны. Но ехать даже по нашей овражистой Чувашии,
ей-богу, интереснее. Попался указатель на кемпинг, но без указателя расстояния. Уже свернув с трассы, выяснили на
следующем щите, что до него аж 24 км. Поворачивать обратно не стали. Зато посмотрели Швецию сельскую. Кемпинг назывался
"HARIARO". То же написано и на щите у деревянного"викинга", который "охраняет" кемпинг.
Наша стоянка
Страж кемпинга
Старая деревянная церковь
Норвегия
Здравствуй Норвегия! Удивительная и сказочная страна! Земля Рюрика, Трувора и Синеуса.
Страна викингов и троллей. Царство заснеженных гор и лазурных фьордов. Привет Тебе земля славных конунгов и храбрых
хёвдингов, скальдов и ярлов, земля Харольда Сурового и его красавицы-жены королевы Елиссав (Елизаветы, дочери Ярослава
Мудрого), привет тебе с берегов Великой Волги!................................. Ей богу, такие слова произносил я мысленно,
как только мы пересекли границу Швеции с Норвегией. Проезжаешь границу (собственно границы то и нет никакой вовсе) и природа
резко меняется. Начинаются горы и много воды. Все фразы наши начинались: - Ух ты!... Ах!... Эх!... Смотри!... Ни фига себе!... Самое интересное, что к этому нельзя было привыкнуть.
Каждые 15 мин. картинка менялась и опять Ах! Ух! Эх! Погода нас не баловала, скажу честно. Дожди были каждый день, но
Норвегия и пасмурная хороша. Впрочем, погода меняется каждый час. Мы въехали в Норвегию под вечер и уже глубокой ночью
остановились на ночёвку в кемпинге. Кемпинги в Норвегии расположены в удивительно красивых местах, всегда рядом с водой
или водопадом. Исключение составил только кемпинг под Бергеном, но об этом чуть позже. Цены колеблются от 10 евро до 20-ти
и больше (за палатку). Но если невысокая цена, то, как правило, есть дополнительная плата за горячую воду. Еду мы берём
всегда с собой, готовим на кухне (со всеми удобствами), едим под открытым небом.
Окрестности кемпига
Завтрак на траве
Надо заметить, что норвежцы в палатках располагаются не очень охотно. В основном в кемперах.
Кемпер - это дом на колёсах. И все кемпинги заставлены ими. Видимо климат даёт себя знать. Но мы и в палатке чувствовали
себя вполне комфортно. Палатка новая, 4-х местная, куплена перед поездкой. И когда её выбирали, то, слава Богу, послушали
советы консультантов и выбрали влагонепроницаемость, аж 3000 единиц. И не прогадали. Ни одной ночи не было без дождя.
Наутро поехали дальше.
"Будка" с корзиной перед Осло
Мы въехали в Норвегию из Швеции по Е18 и дальше, после Осло, стали подниматься к СОГНЕ-фьорду
по Е16. Вообще знаменитые норвежские фьорды были главной целью нашего путешествия. Во все крупные норвежские города въезд
платный, и так же, платные некоторые тоннели. Тоннелей же в Норвегии великое множество. Форма оплаты разная. Перед Осло, например стоит
"будка", а в ней большая корзина-монетоприёмник (20 НОК), и туда прямо из машины нужно кидать деньги, не обязательно одной
монетой. Так что мелочью нужно запастись обязательно. Мы меняли деньги ещё в России:- евро для Финляндии, кроны для Швеции
и Норвегии. Но, оказывается, выгоднее менять на границе, в обменниках.
Чем дальше продвигались мы на запад, тем красивее становилась природа. На вершинах гор,
окутанных облаками, стал появляется снег, и как следствие его таяния - горные водопады. И мы, вдруг, неожиданно для себя,
всего после 3-х часов пути, решили остановиться в маленьком, уютном кемпинге. (Ещё и очень не дорогом. 100 НОК.)
Там было всё. И горная порожистая река, и сами горы со снегом, и водопад.
И самое главное: В этом кемпинге не было больше никого кроме нас. Мы там были совершенно одни! И лишь поздно вечером прикатил шведский кемпер, да и то рано утром, чуть свет укатил.
Здесь я впервые решил порисовать, и это мне удалось, несмотря на моросящий дождь, на который мы вообще перестали обращать
внимание.
Впрочем, дождь шёл не постоянно, а с интервалами, примерно, в 1 час. То есть 1 час дождь и
холодно, потом 1 час солнце и жара. У норвежцев есть поговорка: - "Если вам не нравится погода, то подождите 15 минут".
Окрестности кемпинга
"Интересно"- думал я, "Почему я знаю мало норвежских художников? Даже можно сказать - совсем
не знаю. Жить среди такой природы и не быть художником? Да я бы!"... А потом понял. Состояние природы так быстро меняется,
что "ухватить" её просто невозможно. Шутка конечно.
Как ни хорошо нам было в этом кемпинге, но надо было дальше двигаться на запад, к Бергену.
Мы находились на дороге Е-16 Она нас и привела бы к Бергену, но в последний момент мы решили проехать сначала к
Согне-фьорду. Поэтому в городке Tonjum резко свернули направо на 5-ую дорогу и ехали по ней до "Fodnes". А там паром.
Настя с фонариком (для палатки)
Идём строго на север. Снега на вершинах стало больше. Скоро увидим самый большой, и самый
знаменитый норвежский фьорд: - СОГНЕ-ФЬОРД ( фьорд снов)
На пароме
Согне-фьорд
Фьорд - это узкий, извилистый морской залив со скалистыми берегами, врезающийся глубоко в сушу.
Фьорды - последствие ледникового периода. Им 10-12 тыс. лет. По итогам исследования, посвящённого наиболее популярным
объектам Всемирного наследия, два норвежских фьорда вышли победителями. Их конкурентами были Великая Китайская стена,
Галапагосские острова, Египетские пирамиды и Большой каньон. Каждый фьорд по своему уникален. В Гейрангер-фьорде расположены
самые высокие и живописные водопады. Хардангер-фьорд знаменит своими фруктовыми садами, цветущими в мае-июне. Согне-фьорд
самый длинный обитаемый фьорд в мире.
Переправившись мы долго двигаемся по берегу фьорда. Внутри фьордов тихо. Их высокие стражи
гасят ветер с океана. Есть просто райские плато окружённые горами и прогретые солнцем. Там довольно большие городки и
сады с карликовыми яблонями, но увешанные совсем не карликовыми плодами. Много бухт с тысячами яхт, лодок, катеров. Вода в
фьордах солёная и совершенно изумительна по цвету.
По берегу фьорда мы проехали километров семьдесят затем в городке Hella вновь сели на паром и
переправились до Vangsnes. По 13-й дороге поехали до пересечения с Е-16, и на Берген. Дорога попёрла в гору. Причём подъем
продолжался минут тридцать. Мы забрались на высоту неимоверную. Иногда казалось, что подъём кончился, но по натужной работе
двигателя чувствовалось, что идём наверх. И вот мы оказались на самой вершине. Смотровая площадка. Куча туристических автобусов,
какие-то овцы-попрошайки, выпрашивают чего-нибудь вкусненького, и потрясающий вид на горы и долину оставшуюся внизу.
Городок Hella (внизу)
На краю света
Это были мои последние "счастливые минуты" пребывания в Норвегии. Начался долгий спуск. И вот в
какой-то момент нажав на педаль тормоза, я с отчётливым ужасом почувствовал как педаль тормоза плавно провалилась до самого
пола. Судорожно прокачал несколько раз - педаль проваливалась. Загорелась красная лампочка.
Снега на вершинах гор
1000 километров без тормозов или "Русские не сдаются!"
Итак, на спуске по горному серпантину у меня отказали тормоза. Поняв, что случилось непоправимое,
я тем не менее тешил себя мыслями, что всё как-то должно устроится само собой, может тормозухи надо долить. Остановившись на ровной площадке
заглянул под машину и нашёл всё правое переднее колесо в масле, точнее в тормозной жидкости. Шланг или суппорт? Вот попал!
Мы в горах. До ближайшего населённого пункта километров пятьдесят. Кроме того это случилось во второй половине дня в
субботу (9-го августа, в мой день рождения между прочим ). А в выходные дни никакие сервисы не работают. Найти
какого-нибудь дядю Васю в гараже - нереально. Что делать? Долил тормозухи, тихонько поехал. Педаль проваливается.
На очень крутых спусках еду на передаче. А красоты горной Норвегии ничуть не померкли, остались такими же восхитительными.
Горное озеро
Водопад
Кое как доехали до Бергена, но въезжать в него не стали, а остановились ночевать в кемпинге,
в 10 км. от города. Хуже кемпинга нам ещё не попадалось. Тьма народу, кухня не работает, душ (горячая вода) - платно, но
самое ужасное - не было тормозов. Завтра воскресенье. Сидеть и ждать понедельника в этом кемпинге- невмоготу. Надо
двигаться. Но как? И сколько будет стоить ремонт? Денег-то не густо. Найдутся-ли запчасти на ВАЗ? И в Берген охота
заехать. Но двигаться по трассе, даже без тормозов это одно, а ездить по городу с перекрёстками, светофорами и т.д.
-это совсем другое. Короче говоря этой ночью мне спалось ох как неспокойно.
Ну а утром как ни в чём не бывало позавтракали, сложили палатку, вещи и поехали в Берген. Въезд в Берген платный, но
форма оплаты не такая как под Осло. Стоят будки, но нет никаких монетоприёмников, и как платить непонятно. Видимо у
них какая то электронная система считывает автоматически. И плакаты у этих будок гласят, что ни в коем случае не
останавливаться. Ну мы и проехали. И не успели опомниться как выехали из города. Развернулись, поехали обратно.
Опять стоят будки, и опять мы проехали не заплатив. А штрафы в Норвегии самые большие в Европе. Расстроились,
плюнули и решили, что пора домой. Берген мы так и не посмотрели.
Отступление
Тормозить двигателем я как-то приноровился, а перед светофором, когда скорость уже минимальная, педаль тормоза в полу
чуть-чуть "схватывала". "Отступать" из Бергена решили по 7-ой более короткой дороге (по "старой Смоленской дороге").
Тем более она проходила по берегу Хардангер-фьорда. Но вся эта дорога состояла из подъёмов и спусков. И очень много
тоннелей. Порой более 10 км. В горах дороги узкие, однополосные. То есть всего одна полоса, поэтому с легковым автомобилем
на малой скорости ещё можно разъехаться, но с автобусом или фурой это сделать просто невозможно. Поэтому через каждые 100
метров там сделаны карманы, типа автобусных остановок, куда можно занырнуть и пропустить встречного. Этими карманами я
успешно пользовался, что-бы пропускать "хвост", который выстраивался у меня сзади т.к. я ехал строго по знакам, а все
остальные +10 км\час (как у нас). Очень много водопадов. Некоторые совсем рядом с дорогой.
Хардангер-фьорд
Воскресенье кончалось. После ужасного Бергенского кемпинга мы стали очень придирчивы. Пропустили 2
или 3 кемпинга пока не нашли то, что хотели. Небольшой, уютный и естественно недорогой.
Последний норвежский кемпинг
Окрестности кемпинга
Наутро тронулись дальше. Ближе к шведской границе дорога пошла ровнее и спокойнее. Ехать без тормозов я немного привык
и стал подумывать: - а не не доехать ли мне так до России-матушки? Если лопнул шланг это одно, а если тормозной цилиндр
потёк - это совсем другое дело. Найдут ли его в сервисе, и найдут ли вообще? А если не смогут помочь, то не стуканут ли
в полицию, мол "Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе!" Потихоньку проехали Осло. Пошла Швеция. В Стокгольм въехали ночью.
На первой заправке переждали (переспали) до 5-ти утра, и с первыми петухами, по пустому Стокгольму без проблем нашли
терминал "TALLINK" и "Silja Line". Дело в том , что мы посовещавшись, решили въехать в Россию через Эстонию, а там всего
200 км. до русского Ивангорода.
Таллинн
Паром
"Эстонка"
Улица Pikk
Билетов на паром у нас опять-таки не было заранее. Но тут нам повезло! Билеты купили, НО! на "ТАLLINK"-е
не разрешают спать где попало. Билеты продают только с каютами. Каюта - это конечно хорошо, но цена аж 242 евро! Зато намылись
от души в душе, пол-ночи просидели в ресторане, где была шикарная шоу-программа и наконец-то выспались вволю. Атмосфера на
"Tallinnk"-е сильно отличалась от финских паромов и в стиле отделки "золото,бархат,хрусталь". Жене это напомнило "Титаник".
Впечатление усилилось печальными воспоминаниями о затонувшем пароме "Эстония". Но лихой кордебалет с солистом-мулатом
сменил настроение!
Улица Viru
Вид на Ратушную площадь
Ратуша
В 10 утра были в порту. В Таллинне мы пробыли четыре дня. Здесь прошло "сказочное" детство
моей жены, и она просто "бредит" Таллинном. Жили в Хостеле "Mahtra". Готовили сами, благо продукты ещё оставались. Два,
три раза в день обедали в Mcdonald,se. Цены там демократические, как везде в мире, как и обещает их реклама, гамбургер
будет стоить один доллар. О тормозах и о ремонте я на время позабыл т.к. ходили везде пешком.
"Неваляшка"
Экскурсия по старому городу
Короче, ремонтировался я уже под Великим Новгородом. Как оказалось, лопнул тормозной шланг. Вот так!
Хотя перед отъездом всё это проверялось. В итоге пол-поездки безнадёжно испорчено. Но большая и жирная галочка - поставлена.
Мы были в Норвегии, о которой мечтали очень давно. И не разочаровались в ней несмотря ни на что!