В Норвегию на автомобиле

Финляндия - Швеция - Норвегия - Эстония. (август-2008)

Всем привет! Предлагаю вашему вниманию отчёт о поездке по Скандинавии в августе этого (2008) года на автомобиле. Экипаж: - жена, дочь Настя (11лет), и я- ваш покорный слуга - Владимир Шуркiн. Авто: - ВАЗ-21110. 2003 г.в. Выехали 3-го августа из Чебоксар. Остановки на ночлег - в Москве и Питере. Получилось так, что мы пересекли всю Финляндию, Швецию и Норвегию поперёк и обратно, с заездом в Эстонию. Всего преодолели 6300 км. В активе- куча приключений, масса впечатлений! Но,обо всём по порядку.

Финляндия

Собственно, в Финляндии, то мы были всего один день, хотя виза у нас была финская. Двигались "суворовским переходом" по "Королевской дороге", через Хельсинки по направлению к Турку. В Турку мы запланировали посадку на паром до Стокгольма. Билеты заранее не заказывали! Так что определённый риск был конечно. Но нам повезло, и билеты были, но обошлось это нам в 136 евро. Если бы бронировали заранее было бы дешевле. Зато мы не были ограничены сроками. На этот раз мы плыли на пароме "ISABELLA", компании VIKING LINE. Он очень похож на"AMORELLA"-у, но поменьше. Итак, в 20-00 (по Москве) мы были на палубе парома.

2
VIKING - терминал

6
Посадка на "ISABELA"


Время в Финляндии отстаёт от московского на один час. А, поскольку, утром пассажиры просыпаются уже в Стокгольме, то часы на пароме показывают одновременно финское и шведское время, которое отстаёт, в свою очередь от финского тоже на один час. Машины остаются на грузовой палубе и доступа к ним нет. Так что, всё необходимое нужно брать с собой сразу. Мы взяли спальники и надувной матрас, так как билеты у нас были без каюты. Так спят на пароме многие:-"где попало". Шведский стол, где еду продают на вес, обошёлся нам примерно в 30 евро.

Швеция

11
Финско-шведское время

13
Вид на старый Стокгольм

14

В сторону Норвегии решили двигать к вечеру, а день собрались посвятить старому Стокгольму и музею "Скансен". Знаменитый корабль-музей "ВАССА" и развод королевского караула посмотрели ещё в прошлом году, а в этот раз хотелось просто погулять по городу. Машину оставили на VIKING-терминале до вечера на бесплатной парковке.

40

27

44
Королевский гвардеец

60

76

72
Крыша Карлсона

Гуляя по улочкам старого Стокгольма, натолкнулись на группу туристов из России. Присоединились к ним и с удовольствием послушали информацию о городе. Узнали, где находится крыша Карлсона (виден край стола на крыше). Узнав, что группа дальше едет на "музейный остров", где находится корабль-музей "ВАССА", а также музей под открытым небом "СКАНСЕН", напросились к ним в автобус. Итак: - "СКАНСЕН"

музей"Скансен"

90

103

112

"Скансен"-это первый в мире музей под открытым небом, это вся Швеция, уместившаяся на 30 га, в центре Стокгольма на острове" Юргорден". В переводе со Шведского означает-"огороженная территория с оленями". В старину здесь охотился сам король. Позже, наверху было выстроено небольшое укрепление - по шведски "сканс". В его стенах юные принцы играли в военные игры. Здесь основатель музея Артур Хазелиус и заложил музей в 1891 году.

106

113

130

Меня очень заинтересовало Шведское деревянное зодчество, хотя в музее кроме деревянных построек очень много интересного, даже зоопарк. Я с удивлением заметил - как много сходства с деревянным зодчеством Русского Севера. Я не видел финских и норвежских деревянных строений, но уверен: - и там больше сходства, чем различий. Отсюда вопрос: Что это? Заимствование или географическое расположение определяет характер и стиль. А может ещё Рюрик со дружиной когда-то привнесли это?

198
Саамская избушка-склад на курьих ножках

199
Саамский чум

200
Саамы

Под вечер тронулись в путь. Пересекли Швецию. Вся Швеция ровная и плоская с прямыми дорогами. Скучная (в плане природы) и безликая. Всё, конечно, аккуратно, поля засеяны. Но ехать даже по нашей овражистой Чувашии, ей-богу, интереснее. Попался указатель на кемпинг, но без указателя расстояния. Уже свернув с трассы, выяснили на следующем щите, что до него аж 24 км. Поворачивать обратно не стали. Зато посмотрели Швецию сельскую. Кемпинг назывался "HARIARO". То же написано и на щите у деревянного"викинга", который "охраняет" кемпинг.

207
Наша стоянка

210
Страж кемпинга

215
Старая деревянная церковь

Норвегия Здравствуй Норвегия! Удивительная и сказочная страна! Земля Рюрика, Трувора и Синеуса. Страна викингов и троллей. Царство заснеженных гор и лазурных фьордов. Привет Тебе земля славных конунгов и храбрых хёвдингов, скальдов и ярлов, земля Харольда Сурового и его красавицы-жены королевы Елиссав (Елизаветы, дочери Ярослава Мудрого), привет тебе с берегов Великой Волги!................................. Ей богу, такие слова произносил я мысленно, как только мы пересекли границу Швеции с Норвегией. Проезжаешь границу (собственно границы то и нет никакой вовсе) и природа резко меняется. Начинаются горы и много воды. Все фразы наши начинались: - Ух ты!... Ах!... Эх!... Смотри!... Ни фига себе!... Самое интересное, что к этому нельзя было привыкнуть. Каждые 15 мин. картинка менялась и опять Ах! Ух! Эх! Погода нас не баловала, скажу честно. Дожди были каждый день, но Норвегия и пасмурная хороша. Впрочем, погода меняется каждый час. Мы въехали в Норвегию под вечер и уже глубокой ночью остановились на ночёвку в кемпинге. Кемпинги в Норвегии расположены в удивительно красивых местах, всегда рядом с водой или водопадом. Исключение составил только кемпинг под Бергеном, но об этом чуть позже. Цены колеблются от 10 евро до 20-ти и больше (за палатку). Но если невысокая цена, то, как правило, есть дополнительная плата за горячую воду. Еду мы берём всегда с собой, готовим на кухне (со всеми удобствами), едим под открытым небом.

219
Окрестности кемпига

225

230
Завтрак на траве

Надо заметить, что норвежцы в палатках располагаются не очень охотно. В основном в кемперах. Кемпер - это дом на колёсах. И все кемпинги заставлены ими. Видимо климат даёт себя знать. Но мы и в палатке чувствовали себя вполне комфортно. Палатка новая, 4-х местная, куплена перед поездкой. И когда её выбирали, то, слава Богу, послушали советы консультантов и выбрали влагонепроницаемость, аж 3000 единиц. И не прогадали. Ни одной ночи не было без дождя. Наутро поехали дальше.

232
"Будка" с корзиной перед Осло

240

241

Мы въехали в Норвегию из Швеции по Е18 и дальше, после Осло, стали подниматься к СОГНЕ-фьорду по Е16. Вообще знаменитые норвежские фьорды были главной целью нашего путешествия. Во все крупные норвежские города въезд платный, и так же, платные некоторые тоннели. Тоннелей же в Норвегии великое множество. Форма оплаты разная. Перед Осло, например стоит "будка", а в ней большая корзина-монетоприёмник (20 НОК), и туда прямо из машины нужно кидать деньги, не обязательно одной монетой. Так что мелочью нужно запастись обязательно. Мы меняли деньги ещё в России:- евро для Финляндии, кроны для Швеции и Норвегии. Но, оказывается, выгоднее менять на границе, в обменниках.

244

246

249

Чем дальше продвигались мы на запад, тем красивее становилась природа. На вершинах гор, окутанных облаками, стал появляется снег, и как следствие его таяния - горные водопады. И мы, вдруг, неожиданно для себя, всего после 3-х часов пути, решили остановиться в маленьком, уютном кемпинге. (Ещё и очень не дорогом. 100 НОК.) Там было всё. И горная порожистая река, и сами горы со снегом, и водопад.

251

253

255

257

263

270

И самое главное: В этом кемпинге не было больше никого кроме нас. Мы там были совершенно одни! И лишь поздно вечером прикатил шведский кемпер, да и то рано утром, чуть свет укатил. Здесь я впервые решил порисовать, и это мне удалось, несмотря на моросящий дождь, на который мы вообще перестали обращать внимание.

283

277

282

Впрочем, дождь шёл не постоянно, а с интервалами, примерно, в 1 час. То есть 1 час дождь и холодно, потом 1 час солнце и жара. У норвежцев есть поговорка: - "Если вам не нравится погода, то подождите 15 минут".

288

296
Окрестности кемпинга

291

"Интересно"- думал я, "Почему я знаю мало норвежских художников? Даже можно сказать - совсем не знаю. Жить среди такой природы и не быть художником? Да я бы!"... А потом понял. Состояние природы так быстро меняется, что "ухватить" её просто невозможно. Шутка конечно.

301

300

289

Как ни хорошо нам было в этом кемпинге, но надо было дальше двигаться на запад, к Бергену. Мы находились на дороге Е-16 Она нас и привела бы к Бергену, но в последний момент мы решили проехать сначала к Согне-фьорду. Поэтому в городке Tonjum резко свернули направо на 5-ую дорогу и ехали по ней до "Fodnes". А там паром.

315

319
Настя с фонариком (для палатки)

327

Идём строго на север. Снега на вершинах стало больше. Скоро увидим самый большой, и самый знаменитый норвежский фьорд: - СОГНЕ-ФЬОРД ( фьорд снов)

311

330

331
На пароме

Согне-фьорд

334

328

332

Фьорд - это узкий, извилистый морской залив со скалистыми берегами, врезающийся глубоко в сушу. Фьорды - последствие ледникового периода. Им 10-12 тыс. лет. По итогам исследования, посвящённого наиболее популярным объектам Всемирного наследия, два норвежских фьорда вышли победителями. Их конкурентами были Великая Китайская стена, Галапагосские острова, Египетские пирамиды и Большой каньон. Каждый фьорд по своему уникален. В Гейрангер-фьорде расположены самые высокие и живописные водопады. Хардангер-фьорд знаменит своими фруктовыми садами, цветущими в мае-июне. Согне-фьорд самый длинный обитаемый фьорд в мире.

329

338

346

Переправившись мы долго двигаемся по берегу фьорда. Внутри фьордов тихо. Их высокие стражи гасят ветер с океана. Есть просто райские плато окружённые горами и прогретые солнцем. Там довольно большие городки и сады с карликовыми яблонями, но увешанные совсем не карликовыми плодами. Много бухт с тысячами яхт, лодок, катеров. Вода в фьордах солёная и совершенно изумительна по цвету.

342

348

353

356

361

362

По берегу фьорда мы проехали километров семьдесят затем в городке Hella вновь сели на паром и переправились до Vangsnes. По 13-й дороге поехали до пересечения с Е-16, и на Берген. Дорога попёрла в гору. Причём подъем продолжался минут тридцать. Мы забрались на высоту неимоверную. Иногда казалось, что подъём кончился, но по натужной работе двигателя чувствовалось, что идём наверх. И вот мы оказались на самой вершине. Смотровая площадка. Куча туристических автобусов, какие-то овцы-попрошайки, выпрашивают чего-нибудь вкусненького, и потрясающий вид на горы и долину оставшуюся внизу.

366
Городок Hella (внизу)

369
На краю света

371

Это были мои последние "счастливые минуты" пребывания в Норвегии. Начался долгий спуск. И вот в какой-то момент нажав на педаль тормоза, я с отчётливым ужасом почувствовал как педаль тормоза плавно провалилась до самого пола. Судорожно прокачал несколько раз - педаль проваливалась. Загорелась красная лампочка.

375
Снега на вершинах гор

372

376

1000 километров без тормозов или "Русские не сдаются!" Итак, на спуске по горному серпантину у меня отказали тормоза. Поняв, что случилось непоправимое, я тем не менее тешил себя мыслями, что всё как-то должно устроится само собой, может тормозухи надо долить. Остановившись на ровной площадке заглянул под машину и нашёл всё правое переднее колесо в масле, точнее в тормозной жидкости. Шланг или суппорт? Вот попал! Мы в горах. До ближайшего населённого пункта километров пятьдесят. Кроме того это случилось во второй половине дня в субботу (9-го августа, в мой день рождения между прочим ). А в выходные дни никакие сервисы не работают. Найти какого-нибудь дядю Васю в гараже - нереально. Что делать? Долил тормозухи, тихонько поехал. Педаль проваливается. На очень крутых спусках еду на передаче. А красоты горной Норвегии ничуть не померкли, остались такими же восхитительными.

381

378
Горное озеро

384
Водопад

Кое как доехали до Бергена, но въезжать в него не стали, а остановились ночевать в кемпинге, в 10 км. от города. Хуже кемпинга нам ещё не попадалось. Тьма народу, кухня не работает, душ (горячая вода) - платно, но самое ужасное - не было тормозов. Завтра воскресенье. Сидеть и ждать понедельника в этом кемпинге- невмоготу. Надо двигаться. Но как? И сколько будет стоить ремонт? Денег-то не густо. Найдутся-ли запчасти на ВАЗ? И в Берген охота заехать. Но двигаться по трассе, даже без тормозов это одно, а ездить по городу с перекрёстками, светофорами и т.д. -это совсем другое. Короче говоря этой ночью мне спалось ох как неспокойно. Ну а утром как ни в чём не бывало позавтракали, сложили палатку, вещи и поехали в Берген. Въезд в Берген платный, но форма оплаты не такая как под Осло. Стоят будки, но нет никаких монетоприёмников, и как платить непонятно. Видимо у них какая то электронная система считывает автоматически. И плакаты у этих будок гласят, что ни в коем случае не останавливаться. Ну мы и проехали. И не успели опомниться как выехали из города. Развернулись, поехали обратно. Опять стоят будки, и опять мы проехали не заплатив. А штрафы в Норвегии самые большие в Европе. Расстроились, плюнули и решили, что пора домой. Берген мы так и не посмотрели.

Отступление Тормозить двигателем я как-то приноровился, а перед светофором, когда скорость уже минимальная, педаль тормоза в полу чуть-чуть "схватывала". "Отступать" из Бергена решили по 7-ой более короткой дороге (по "старой Смоленской дороге"). Тем более она проходила по берегу Хардангер-фьорда. Но вся эта дорога состояла из подъёмов и спусков. И очень много тоннелей. Порой более 10 км. В горах дороги узкие, однополосные. То есть всего одна полоса, поэтому с легковым автомобилем на малой скорости ещё можно разъехаться, но с автобусом или фурой это сделать просто невозможно. Поэтому через каждые 100 метров там сделаны карманы, типа автобусных остановок, куда можно занырнуть и пропустить встречного. Этими карманами я успешно пользовался, что-бы пропускать "хвост", который выстраивался у меня сзади т.к. я ехал строго по знакам, а все остальные +10 км\час (как у нас). Очень много водопадов. Некоторые совсем рядом с дорогой.

387

388
Хардангер-фьорд

391

401

407

412

Воскресенье кончалось. После ужасного Бергенского кемпинга мы стали очень придирчивы. Пропустили 2 или 3 кемпинга пока не нашли то, что хотели. Небольшой, уютный и естественно недорогой.

413
Последний норвежский кемпинг

414

424
Окрестности кемпинга

Наутро тронулись дальше. Ближе к шведской границе дорога пошла ровнее и спокойнее. Ехать без тормозов я немного привык и стал подумывать: - а не не доехать ли мне так до России-матушки? Если лопнул шланг это одно, а если тормозной цилиндр потёк - это совсем другое дело. Найдут ли его в сервисе, и найдут ли вообще? А если не смогут помочь, то не стуканут ли в полицию, мол "Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе!" Потихоньку проехали Осло. Пошла Швеция. В Стокгольм въехали ночью. На первой заправке переждали (переспали) до 5-ти утра, и с первыми петухами, по пустому Стокгольму без проблем нашли терминал "TALLINK" и "Silja Line". Дело в том , что мы посовещавшись, решили въехать в Россию через Эстонию, а там всего 200 км. до русского Ивангорода.

Таллинн

431
Паром

488
"Эстонка"

461
Улица Pikk

Билетов на паром у нас опять-таки не было заранее. Но тут нам повезло! Билеты купили, НО! на "ТАLLINK"-е не разрешают спать где попало. Билеты продают только с каютами. Каюта - это конечно хорошо, но цена аж 242 евро! Зато намылись от души в душе, пол-ночи просидели в ресторане, где была шикарная шоу-программа и наконец-то выспались вволю. Атмосфера на "Tallinnk"-е сильно отличалась от финских паромов и в стиле отделки "золото,бархат,хрусталь". Жене это напомнило "Титаник". Впечатление усилилось печальными воспоминаниями о затонувшем пароме "Эстония". Но лихой кордебалет с солистом-мулатом сменил настроение!

468
Улица Viru

464
Вид на Ратушную площадь

471
Ратуша

В 10 утра были в порту. В Таллинне мы пробыли четыре дня. Здесь прошло "сказочное" детство моей жены, и она просто "бредит" Таллинном. Жили в Хостеле "Mahtra". Готовили сами, благо продукты ещё оставались. Два, три раза в день обедали в Mcdonald,se. Цены там демократические, как везде в мире, как и обещает их реклама, гамбургер будет стоить один доллар. О тормозах и о ремонте я на время позабыл т.к. ходили везде пешком.

489
"Неваляшка"


490
Экскурсия по старому городу

Короче, ремонтировался я уже под Великим Новгородом. Как оказалось, лопнул тормозной шланг. Вот так! Хотя перед отъездом всё это проверялось. В итоге пол-поездки безнадёжно испорчено. Но большая и жирная галочка - поставлена. Мы были в Норвегии, о которой мечтали очень давно. И не разочаровались в ней несмотря ни на что!

279

Адрес почты

Shursewer@yandex.ru

Используются технологии uCoz

Оставить запись в книге Посмотреть на книгу гостей

На ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Rambler's Top100
Используются технологии uCoz