КАРЕЛИЯ-2006

Наконец-то я везу всю свою семью в Карелию. Жена и дочь Настя первый раз на Русском Севере. Маршрут: Чебоксары-Ферапонтово-Кириллов-Самино-Пудож-Бесов Нос-Челмужи-Кемь-Соловки-Медвежьегорск-Великая Губа-Кижи- Кивач-Кондопога-Петрозаводск-Санкт-Петербург-Чебоксары. (Август 2006г.)

Ферапонтово-Кириллов. В этом году сбылась моя заветная мечта: - побывать в Карелии всей семьей.Опуская неинтересные подробности дороги от Чебоксар начинаю сразу с Ферапонтова. Два рядом расположенных монастыря: - Ферапонтов(1398г.) и Кирилло-Белозерский(1397г.), и основаны соратниками, а такие разные. Ферапонтов монастырь небольшой, спокойный, камерный, по сравнению со своим старшим братом,- огромным и шумным.

010
В Ферапонтове

015
Надвратная церковь

014
Христо-Рождественский собор

357
Фрески Дионисия(1502-1503г.)

Стоит он на высоком берегу Бородаевского озера. на середине которого просматривается небольшой островок.Он рукотворный и выложен в форме креста. Это дело рук сосланного сюда, в Ферапонтово, патриарха Никона, знаменитого реформатора Русской церкви. Ну а прежде всего знаменит монастырь уникальными фресками Дионисия, которые уцелели до наших дней в полном объеме..... Через 15км.Кирилло-Белозерский монастырь. Тоже на берегу живописного Сиверского озера,которое считается "молодильным".Услышав об этом, моя жена, и Настя(дочь) полезли в озеро. До этого я свою жену купающейся не видел никогда! Пока шел процесс "омолаживания" я писал этюд.

021
Кирилло-Белозерский монастырь

022
Сиверское озеро

017
Ризположенская церковь 1485г.

Поскольку я большой любитель деревянного зодчества, то и интересовала меня меня больше всего деревянная Ризпо- ложенская церковь.(1485г.) Нет! Не место ей за каменными стенами. Теряется, не смотрится. В Ферапонтово и Кирил лове мы пробыли почти до вечера.

Саминский погост

Из Кириллова наш путь лежал на север, через Вытегру на Пудож. Но я много читал о Саминском погосте, ну и решили заскочить, тем более что нужно было пополнить запасы питьевой воды. Смеркалось. Ильинская церковь в сумерках смотрелась как монумент. При ближайшем рассмотрении восторга поуменьшилось. Позабыта, позаброшена. Как одели в "леса" лет 15 назад, так и оставили. Порадовали собаки. Здоровенные псы, голодные, но очень добродушные.

039
Самино

042
Ильинская церковь 1692г.

040

Бесов Нос

К ночи приехали в Пудож. Переночевав в местной гостинице, с утра стали разведывать дорогу на Бесов Нос. Бесов Нос-это узкий мыс на берегу Онежского озера. На его пологих, гранитных берегах находятся петроглифы (наскальные изображения) возраст которых-6 тыс. лет. Всего там 115 изображений. Из них центральное место занимает изобра- жение Беса, Сома, и Выдры. Добраться туда оказалось не так просто. Запоминайте. Из Пудожа есть хорошая дорога до поселка Шальского (Шалы по местному) - это уже берег Онежского озера. Или можно по не очень хорошей дороге до д. Каршево, а там по речке Черной, на моторке до Бесова Носа. По слухам очень живописное путешествие. Мы были и в Каршево, и в Шальском. Цена за перевоз и там и там одинаковая: 1000р. с носа,+ в Каршево еще просят 20л. 72-го бензина. Каким то чудом мне удалось в Шальском договориться за 1500р.(за троих) с одним проводником с каким то непонятным именем и вот мы уже через 40 минут оказываемся на Бесовом Носе. Пережитые мытарства стоили того ощущения счастья которое мы пережили там. Место сказочное!

051

БЕС

089
Что Он говорит?

Нам повезло. Все петроглифы были обведены мелом, поэтому мы их сразу все нашли. Обводят их заранее местные экскурсоводы, для организованных групп туристов. Говорят, что петроглифы есть и под водой. Смотреть и фотогра- фировать их надо под определенным углом, против солнца. Тогда петроглифы очень четко читаются на гранитной поверхности.

Римское

После Бесова Носа, опять под вечер тронулись в путь. Строго на север по восточному берегу Онежского озера. По пути решили сделать костер и поужинать. Свернули к первой попавшейся деревне. Это было село с оригинальным названием Римское. Это село напомнило мне стариков,но не больных и дряхлых, а мудрых, спокойно доживающих свой век старцев. На некоторых избах, на причелинах и полотенцах вырезаны даты постройки (20-е годы прошлого века).

104

108

111

114
Охотники за привидениями

Не вытерпели и залезли в одну полуразвалившуюся избу и я нашел прекрасный деревянный подойник и старую керосиновую ламу.

Челмужи

Следующим пунктом нашего путешествия было древнее село Челмужи, в которое мы въехали поздно ночью. Нам посчастливилось устроиться в шикарном гостевом доме всего за 800 р.хотя 2-х местный номер стоил 1600р. Вообще в эту поездку нам везло постоянно. Впрочем, об этом месте я знал из Интернета, но не думал, что все так удачно получится. Интересовала меня в Челмужах знаменитая Богоявленская церковь (1605г.) Знаменита она тем, что построена боярыней Марфой Стрешневой, матерью Михаила Романова, основателя царской династии Романовых. Здесь она была в ссылке по подозрению в заговоре против Бориса Годунова.

400

398
Гостевой дом

137
Богоявленская церковь 1605г.

133
Крыльцо церкви

Церковь хороша, прекрасно вписана в окружающую природу. Стоит на берегу Онежского озера и служит превосходным ориентиром для проплывающих мимо судов. Однако требует серьезной реставрации (на мой взгляд).

Кемь

Хотели порыбачить в Челмужах (лодка-150р. в сутки), но вдруг пошел дождь к великой радости местных жителей и к нашему сожалению. Дело в том что в Карелии уже месяц как не было ни одного дождя. Ни грибов, ни ягод! Это в Карелии-то! Миновав Медвежьегорск, вдруг решили махнуть до Кеми, а оттуда на Соловки.(Не планировали). Километров через 70 резко похолодало и когда в Кеми мы вылезли из машины, то тут-же полезли в багажник за теплыми вещами.

761
Всего-ничего.

142
Успенский собор 1611г.

143
Крыльцо

Кемь, как и все города в Карелии призвели на нас удручающее впечатление. Но в Кеми можно зато очень дешево переночевать в общежитии железнодорожников (напротив ж\д вокзала), (230р. за "трехкоечный нумер").Главная достопримечательность - Успенский собор Построен в 1611 году, в честь победы Петра Первого в Северной войне. Уникальный. трех- шатровый,но...его не видно! Редкий случай когда мне захотелось повырубать все деревья. Кроме того высоченный забор и замок. И ни черта не видно. Остальное много лет в строительных лесах. Утром. в 8-00 мы уже были в Рабочеостровске (15км.), на причале. На автостоянке ни одного свободного места. В основном Москва, Питер. Народу-тьма! На первый теплоход мы не попали, а второй подозрительно смахивал на Волжский речной трамвайчик. Но это ведь Белое море, а не Волга!

Соловецкие острова

Белое море встретило нас сурово.Наверное если бы светило солнце это было бы не Белое море. Зато был дождь, ветер, t = 6. Не хватало только снега (это в августе!). Да, стоимость в один конец - 450р. с носа. Время в пути 3,5 часа. От огромных, похожих на куриц чаек, отбоя нет. Хватают хлеб прямо с рук.

173

187
Спасо-Преображенский собор 1558г.

184

182

Как ни странно, чем ближе к Соловецкому архипелагу, тем больше успокаивалась погода. А когда мы сошли на берег, то на небе даже появилось какое-то подобие солнца. Спасо - Преображенский монастырь основан здесь в 15 веке. Соловецкий Кремль впечатляет! Особенно стены и башни из огромных валунов, которые в 18 веке выдержали суточный артобстрел английской эскадры. Центр кремлевского архитектурного ансамбля Спасо Преображенский собор, построенный в игуменство Филиппа Колычечва в 1558 году. Весь из камня, а купола покрыты осиновым лемехом. Идет активная реставрация и раскопки.

190
Паперть Успенской церкви

192
Хозяин Соловков

772
Память ГУЛАГа

230
Стены и башни

О ГУЛАГовских лагерях напоминают музейные экспозиции, тюремные казематы,которые можно осмотреть. К сожалению мы не ночевали на Соловках, хотя это не проблема.(Цен не знаю). На острове несколько гостиниц(подороже), и частный сектор (подешевле). А ночевать надо, т.к. за один день можно осмотреть только сам монастырь. А многочисленные скиты? А лодочная экскурсия по озерам и каналам? А лабиринты эпохи неолита? Кстати, можно взять палатку и поселиться в палаточном лагере прямо напротив монастыря. И живи сколько хочешь.

Заонежье

Обратно на материк вернулись уже затемно.(Хочу заметить,что Соловки территориально относятся уже к Архангель- ской области). Решили не ночевать в Кеми, а доехать до Медвежьегорска. Что и сделали. Ночевали в гостиннице "Онежская"(400р. за 2-х местный). А с утра - в Заонежье. Заонежье - Душа Карелии, а Кижи - ее сердце! Мы пробира- лись в Великую Губу чтобы оттуда попасть в Кижи. Это гораздо дешевле чем из Петрозаводска.(Для сравнения: из Петрозаводска-350р., а из В.Губы-75р. с человека в один конец. На такой же "Комете".

248
Заонежский мотив

252
Космозеро.Церковь Александра Свирского 1669г.

256
В Великой Губе

Заонежье - край уникальный. Именно здесь, в глухих заонежских деревнях были обнаружены былины Владимирского цикла Киевской Руси. Здесь в большом количество сохранились образцы деревянного зодчества: избы, церкви, ча- совни. Ну и Кижи, конечно. Мы проезжаем село Космозеро. Церковь Александра Свирского(1669г.). Когда-то здесь стоял клаcический тройник, т. е. летняя и зимняя церковь + колокольня. Но в 1942 году Зимняя церковь и колокольня сгорели. Поэтому, конечно, Александровскую церковь берегут, реставрируют. Везде бы так.

Кижи

Ну что за Чудо-эти Кижи! Приезжаю сюда уже 5-й раз и все равно каждый раз дух захватывает. Здесь Русский Дух, здесь Русью пахнет! Моя любовь к Русскому Северу началась 20-лет назад именно с Кижей. Как сказала моя жена увидев ансамбль Кижского погоста: - "Каждый русский православный человек просто обязан побывать здесь!" Полностью согласен. Есть красивая легенда о постройке 22-х главой Преображенской церкви: "Закончил мастер работу, поглядел на дело своих рук, а потом забросил свой топор далеко в озеро и сказал:-"Не было, нет и не будет такой!"

264
Преображенская церковь 1714г.

263
Покровская церковь 1774г.

265
Старейшая Лазаревская церковь 15в.

279
Дом Яковлева 19в.

Да,умели строить наши деды,умели. "Как мера и красота скажут!"- вот он главный строительный закон. В 2014 году отмечается 300 лет Преображенской церкви. Дай Бог ей "здоровья!" Трудно поверить, что здесь шли бои, и по этой земле ходили фашисты. Как все не сгорело? И великий поклон до земли А. В. Опполовникову открывшему для всего мира Кижи. (Это по его инициативе в 50-х годах был создан музей под открытым небом.)

267
Михаило-Архангельская часовня 17в.

266
Интерьер часовни

270
Дом ошевнева 19в.

277

А с погодой повезло как никогда! Тепло и солнце. После Соловков отогрелись. И опять-таки 4 часа катастрофически не хватило. Ведь о. Кижи 8 км. в длину. И на нем не только Кижский погост. Не удалось нам посмотреть д. Васильево и Успенскую часовню, и часовню Спаса Нерукотворного, и часовню из д. Кавгора, и мой любимый Пудожский сектор. Все это находится северной части острова. И в отличии от Соловков здесь строго-настрого не разрешают ночевать. Негде. Хотя конечно если уделить этому вопросу побольше времени то я думаю можно договориться с местными. Но трудно. Поэтому сели в "Комету" и обратно в Великую Губу. К ночи доехали до Медвежьегорска и заселились опять в "Онежскую", в тот же 404-й номер.

Водопад КИВАЧ

Наступил последний день нашего пребывания в Карелии. Встали пораньше и вперед на Кивач. Как всегда захватило дух когда проезжали каменный коридор. Это место имеет наверняка какое то название, но я не знаю. Водопад Кивач - это река Суна. В ней водится форель, тьма грибов и ягод, полно всякой дичи, но это заповедник со всеми вытека- ющими отсюда запретами. На Киваче я в третий раз, но только в этот раз узнал, что оказывается Суна выше по течению перегорожена плотиной, и Кивач бьет далеко не в полную силу. Чистота на Киваче стерильная, но в этот раз я с удивлением заметил пустые бутылки из под шампанского, окурки. Объяснение пришло быстро. С шумом и гамом, с бокалами и бутылками вторглась очередная свадьба и все стало ясно. Обидно, ведь туристы-то не мусорят!

586
Гранитный коридор

291
Кивач

292

621
Вкус детства

Перед отъездом купили раков. Я сразу вспомнил детство, Кокшагу, костры и рыбалки................. Въезд на территорию Кивача - 30р. с машины. Ночевать негде, разве только в машине. Я ночевал здесь уже два раза.

Кондопога

Конечный пункт нашего путешествия.Старинное село Кондопога и самая знаменитая из всех шатровых Успенская церковь.(1774г.) По своим художественным достоинствам эта церковь превосходит даже знаменитую Преображен- скую церковь в Кижах. Построена она в период последнего расцвета деревянного зодчества в России. Она лучшая деревянная церковь России! Ее архитектура безупречна. Она совершенна! Внутри, как и во всех деревянных церквях, по домашнему уютно. Как у бабушки в деревне. Столбы с кронштейнами напоминают изображения древней славян- ской богини "Берегини".

287
Поклонный крест

305
Успенская церковь 1774г.

635
Столб"Берегиня"

В церкви хорошо, а выходишь на крыльцо, и первое что видишь это корпуса и трубы целлюлозного комбината И вонь, от него же.......... В Кондопоге мы поставили последнюю точку в нашем путешествии по Карелии. Конечно одной недели маловато, но зато для общего впечатления по моему неплохо. Я вообще сторонник семейного отдыха. И за эти 7 дней я показал почти всю Карелию жене и дочери.

Адрес почты

Shursewer@yandex.ru

Оставить запись в книге Посмотреть на книгу гостей